Общие корни ислама, иудейства и христианства

Современные мировоззренческие системы
Neo
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 22 апр 2017, 22:13

Общие корни ислама, иудейства и христианства

Сообщение Neo » 23 апр 2017, 10:33

Общие корни ислама, иудейства и христианства

Иудейство, христианство, ислам – имеют общий корень. Рассмотрим, что именно легло в основу этих очень значимых в мире религий.

Как известно, мировоззрение буддистов, как и многих философско-религиозных школ Юго-Восточного региона Азии не носит характера абсолютиского, сильно подвержен влиянию местных верований, не опирается на идею Бога как нечто трансцендентное, нечто надмирное. Бог и боги в восточных верованиях, скорее имманентны, нежели трансцендентны. Они даже подвержены причудам судьбы, как и люди. Мир в них непрекращаемый поток, не имеющий начала (имеется в виду европейское восприятие) и конца (даосизм). При этом субъект и объект сливаются воедино.

Что же мы видим в аврамиских религиях. Во-первых, это сильное влияние онтологии Парменида, затем этики стоицизма, мистики Плотин логики Аристотеля и учений Платона.

Парменид, создав первую абстрактную умозрительную конструкцию «бытие», можно сказать, дал основу для всего, более позднего мироощущения западного религиозного и философского мира. А именно то ощущение, что позднее Сартр опишет в своей «Тошноте» как нечто всеобхватывающее, плотное, статичное и непреодолимое. По сути дела, атрибуты «бытия» Парменида вошли в атрибутику Бога у иудеев, христиан и мусульман. Бог постоянен, вечен, не подвержен изменениям, он надмирен и не подвластен чувственным восприятиям.

Во-вторых, этика стоиков. Как известно, муки тела в стоицизме приветствовались и всякое пестование его критиковалось, так как это лишь обременяет душу. Чем больше лишений и страданий выпадает на нашем пути, тем более сильным становиться наш дух. По мнению стоиков физические муки превращаются в ничто, если силен дух. Вспомним того же Эпиктета, который смеялся в лицо своему недалекому хозяину, который ломал ему ногу. Сенека, хотя и жил в довольствии, презирал тех, кто отдается плотским утехам. В своих письмах к Луцилию, он говорил о тяжелом недуге, которых мучает его, но именно этими мучениями, он возвышает себя духовно. Стяжать свою плоть и усмирять прихоть – эти идеи этики стоиков вошли, практически без изменений в христианство, а позднее и ислам.
В-третьих, мистика Платона. Мистические учения, вообще, возникают на сломе эпох, когда старое разрушается, а нового еще нет, когда ломаются привычные идеалы, человек, стоит на распутье и, когда он превращается в винтик большой государственной системы. Так было и с поздней Римской империей. Возросло влияние мистических учений востока, переживали кризис старые учения, родившиеся еще в Греции, так как Рим не создал своих оригинальных учений, сама Греция, из сообщества полисов превратилась в придаток огромной империи. Эти моменты сказывались в сознании людей.
Платон стал одним из тех, кто в себе сочетал черты античных философских школ и мистики востока. Его эманация и слияние с Первоединым стали прототипов поздних мистических сект, начиная от исихастов и заканчивая суфиями.
В-четвертых, Платон, формулирую свою мысль об идеях, что носят надмирный и не физический характер, выводит на философскую «арену» еще одну абстрактную умозрительную конструкцию – «идею», которая, подобно «бытию» Парменида становится неким прототипом тех характеристик, что позднее станут божественными атрибутами, это, вновь, надмирность, трансцендентность, невозможность характеризации с позиции физических законов.

И, наконец, это логика Аристотеля. Она оказала огромное влияние на мировоззрение Европы и Ближнего Востока, на развитие наук и философий этих двух миров. Логика Аристотеля породила иерархичность в восприятии бытия, формальные законы, которые применимы в абстрактных идеях, практически любых наук и дисциплин. Иной взгляд присутствовал, конечно, но не имел главенствующей роли, например в более поздних учениях. Даже до сих пор, в эпоху постмодерна, многие философы и ученые боятся отказаться от привычного взгляда на вещи.

Эти истоки и породили, привычный для нас взгляд на мир, который можно охарактеризовать как мировоззрение, берущее истоки из античной логики, смешанной с иудейской и христианской традицией.

Вернуться в «Развитие синтеза»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость